|
1. Основные понятия и принципы
использования пластиковых карточек
1.3. Платежная система
Платежной системой будем называть
совокупность методов и реализующих их
субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования
банковских пластиковых карточек
оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач,
решаемых при создании платежной системы,
состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания
карточек входящих в систему эмитентов,
проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто
технические аспекты операций с карточками -
стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на
используемое оборудование и пр., так и
финансовые стороны обслуживания
карточек - процедуры расчетов с
предприятиями торговли и сервиса,
входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Таким образом, с организационной точки
зрения ядром платежной системы является
основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав
платежной системы также входят предприятия
торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для
успешного функционирования платежной
системы необходимы и специализированные нефинансовые
организации, осуществляющие техническую
поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры,
центры технического обслуживания и т.п.
Процессинговый центр - специализированная
сервисная организация - обеспечивает
обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек
обслуживания) запросов на авторизацию и/или
протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных
посредством карточек платежах и выдачах
наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит
данные о банках - членах платежной системы и
держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей
карточек и выполняет запросы на
авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы
(off-line
банк). В противном случае (on-line банк)
процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент
авторизуемой карточки. Очевидно, что центр
обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того,
на основании накопленных за день
протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает
итоговые данные для проведения
взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а
также формирует и рассылает банкам-эквайерам
(а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.
Процессинговый центр может также
обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках,
осуществляя их заказ на заводах и
последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная
система может иметь несколько
процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и
банки-эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают
субъектам платежной системы доступ к сетям
передачи данных. Использование специальных
высокопроизводительных линий коммуникации
обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически
распределенными участниками платежной
системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при
обслуживании карточек в банкоматах, при
проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
|
|