Туристический и гостиничный бизнес в интернете

Наряду с традиционными способами загрузки российских гостиниц клиентами "с улицы" или через туристские фирмы все большую роль начинает играть бронирование гостиничных услуг с помощью сети Internet. При всем многообразии форм представления гостиниц в Internet схема заказа номера остается более или менее общей: поиск интересующей гостиницы по ряду критериев (например, цена и расстояние до аэропорта); подробное изучение правил работы с выбранной гостиницей (комиссионные агентам, сроки отказа от брони и т.д.); заполнение формы бронирования (сроки проживания, имена клиентов и т.д.) и получение либо подтверждения о приеме бронирования в обработку, либо подтверждения самого бронирования.

Принципиально различаются бронирования, сделанные на трех типах серверов: на сервере гостиницы или гостиничной цепочки, на сервере туроператора и на сервере центра резервирования.

Большинство серверов гостиниц или гостиничных цепочек ориентированы на прием бронирований от частных лиц, а не от турагентов и туроператоров, которые уже имеют отлаженную технологию взаимодействия с гостиницей. Предлагаемые на этих серверах цены немного ниже Rack Rate и не включают агентскую комиссию. Работа турагента с подобными серверами серьезно затрудняется двумя обстоятельствами: очень мало российских гостиниц имеют подобное представление; для сравнения условий проживания в различных гостиницах турагенту придется работать одновременно с несколькими серверами.

Среди российских гостиниц подобный способ рекламирования себя характерен лишь для крупных гостиниц или гостиниц, принадлежащих крупным гостиничным цепям.

На серверах центров резервирования загружено значительно больше гостиниц. В зависимости от маркетинговой политики центра резервирования он может объединять как гостиницы отдельного региона, так и гостиницы всего мира. Кроме того, гостиница часто работает с несколькими центрами резервирования, что позволяет расширить ей круг потенциальных клиентов.

Политика выплаты агентских комиссионных определяется каждой гостиницей, загруженной в центр резервирования, индивидуально.

Спектр представленных цен необычайно широк - от Rack Rate до скидок в размере 35%. Однако цены на одну и ту же гостиницу могут существенно различаться на серверах разных центров резервирования.

Среди российских центров резервирования, работающих через Internet, можно отметить Wem International. К сожалению, на их сервере отсутствует какая-либо возможность просмотреть информацию о предоставляемых гостиницах, а можно лишь направить запрос.

Представленные на сервере туроператора гостиницы, как правило, относятся к тем городам и регионам, с которыми туроператор имеет устойчивые связи, позволяющие ему гарантировать размещение клиента. По остальным направлениям туроператор может лишь принять от турагента или частного лица заказ с обязательствами дать ответ в течение нескольких дней, а это уже технология работы туроператора с индивидуальными турами.

Сервер туроператора обычно ориентирован либо на турагентов, либо на частных лиц.

Сервер для работы агентов представляет собой попытку вывести ставшую уже традиционной технологию телефонного и факсового обмена на качественно новый уровень - электронные коммуникации через Internet. Для подобных серверов характерными являются выплата комиссионных турагентам, паролированный доступ и прочие атрибуты, подчеркивающие строго профессиональную направленность сервера.

Сервер, ориентированный на частных лиц, как правило, будет содержать лучшие цены среди всех описанных выше серверов. Это является следствием того, что работа туроператора, традиционно строящаяся на получении конфиденциальных цен от гостиниц с последующей перераспродажей уже по более высоким ценам турагентам, изменяется при продаже номерного фонда частным лицам - наценка на конфиденциальную цену гостиницы определяется лишь нормой прибыли, заложенной туроператором.

Несомненным лидером среди российских туроператоров по представлению гостиниц в Internet является Академсервис. На его сервере представлена информация о 160 гостиницах на территории бывшего СССР. Спектр гостиниц, представляемых другими компаниями значительно уже. Ряд таких туроператоров предлагают на своих серверах гостиницы только в составе тура.

Все многообразие технологий бронирования можно свести к двум принципиально различным технологиям: on-line и off-line. Об отличиях этих технологий уже было немало сказано в наших предыдущих обзорах. Хочется лишь подчеркнуть принципиальную важность on-line технологий именно для турагента. Для него это возможность получить подтверждение заказа немедленно, пока клиент находится у него в офисе. Для частного лица on-line бронирование также более удобно, однако определяющим фактором здесь, как правило, является цена, а лишь затем время подтверждения. К тому же при работе в режиме on-line с частными лицами проблемы финансовых гарантий и платежей начинают вставать гораздо более остро.

К большому сожалению, полностью технология on-line бронирования в настоящий момент не реализована ни на одном из российских серверов. Ближе всех к завершению работ находится все тот же Академсервис. На его сервере уже реализованы поиск гостиниц по произвольному набору критериев, просмотр подробной информации о гостиницах, заполнение формы бронирования и возврат подтверждения бронирования. Не реализовано лишь электронное обеспечение финансовых гарантий бронирования со стороны клиента (агента).

Хотя приведенная выше классификация серверов более характерна для западного турбизнеса, подобное деление "сфер влияния" уже начинает формироваться и в России. Сегодня несколько десятков гостиниц, расположенных, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, представлены в Internet на серверах самых различных типов. Следует с удовлетворением отметить также тот факт, что за последний год представление гостиниц перестало быть ориентировано "строго на запад". В Internet появились неплохие описания и даже специальные тарифы, ориентированные на российских граждан.

Российский гостинично-туристский бизнес развивается в Internet стремительно. Можно с уверенностью предположить, что именно те туристские фирмы, которые уже сейчас начали движение в этом направлении, и будут определять стратегию развития российского турбизнеса в Internet на ближайшие несколько лет.

 

 
Сайт создан в системе uCoz